1. B.C.Мерлин анализировал индивидуальные различия в психофизиологических характеристиках в той мере, в какой они были связаны с (со)
свойствами темперамента
2. C ретроцентральной (задней) корой головного мозга и со спецификой ее функций - обработкой сенсорной информации - связаны свойства нервной системы
частные
3. Cамостоятельная область знания, изучающая закономерности нейрофизиологической организации индивидуальности и влияние этих закономерностей на психическую деятельность человека ,- это
дифференциальная психофизиология
4. Cвойство нервной системы, понимаемое как способность нервной системы в течение длительного времени поддерживать состояние работоспособности, а также как выносливость по отношению к длительным процессам возбуждения и торможения, - это
сила
5. Cвойство нервной системы, свидетельствующее о скорости образования условных реакций, - это
динамичность
6. Cвойство нервной системы, связанное со скоростью возникновения и прекращения нервных процессов, - это
подвижность
7. Cвойством, по которому достоверно различаются мужчины и женщины, является то, что
девочки превосходят мальчиков по вербальным способностям
8. Cемейные исследования применяются при изучении фенотипической вариативности по признакам, распределенным в генеральной популяции по законам
нормальной кривой
9. Oбласть знания, объединяющая психологию развития и дифференциальную психологию, в которой исследуется онтогенез человека как целостный процесс, - это
онтопсихология
10. «Исследование шести культур» описано
С.Эмбером
11. «Принцип Адама», или маскулинной дополнительности, был назван
Д.Мани
12. А.Ф.Лазурский считал наиболее важной задачей психологии индивидуальных различий
поиск элементов психологической структуры
13. Автор системы соматотипирования - это
У.Шелдон
14. Антецентральной (лобной) корой головного мозга, которая обеспечивает общую регуляцию функций, определяются свойства нервной системы
общие
15. Ассоциации, грамматический класс которых отличен от грамматического класса слова-стимула, называются
синтагматическими
16. Большинство классических близнецовых исследований выполнено только с привлечением близнецов
однополых пар
17. В биологическом смысле пол - это совокупность генетических, морфологических и физиологических особенностей, которые обеспечивают
половое размножение организмов
18. В исследовании В.И.Рождественской обнаружено, что при однообразной деятельности снижение работоспособности характерно для испытуемых, имеющих нервную систему
сильную
19. В исследовании Е.Л.Григоренко и М.Лабуды было показано, что генетической вариативностью по признаку «полезависимости -поленезависимости» объясняется _____ % вариативности
50
20. В исследованиях американского психолога Б.Уитлей было установлено, что максимальное психологическое благополучие и счастье личности обеспечивает полоролевая ориентация, соответствующая
высокой степени маскулинности индивидов обоего пола
21. В классическом варианте методики Дж.Келли испытуемым предъявлялись сгруппированные в
триады репертуарные позиции
22. В комплексном исследовании И.М.Палей и К.Д.Шафранской у студентов с высоким уровнем интеллекта была зарегистрирована
высокая реактивность
23. В комплексных исследованиях М.Д.Дворяшиной, Л.Н.Грановской было установлено, что показатели продуктивности деятельности с психофизиологическими характеристиками имеют связи
нелинейные
24. В конце 30-х годов обобщил обширные социологические данные, касающиеся 245 городов США с населением более 30000 человек,
Э.Торндайк
25. В конце XVIII в. представил в своей "Антропологии" (1798) формальное описание четырех типов темперамента
И.Кант
26. В основе методики личностных конструктов лежит теория
Дж.Келли
27. В психогенетической количественной модели аналогом зависимых (эндогенных) переменных являются
фенотипические значения признаков у исследуемых родственников
28. В психогенетической количественной модели аналогом независимых (или экзогенных) переменных являются
генетические и средовые влияния
29. В рамках изучения индивидуальных различий в психофизиологических особенностях человека Б.М.Теплов разработал программу исследования свойств нервной системы, в которой исходил из представлений
И.П.Павлова о типах высшей нервной деятельности
30. В результате половой социализации у детей формируется сознание половой
идентичности
31. В целом достоинством методики личностных конструктов Дж.Келли является то, что испытуемые сами в отличие от методики семантического дифференциала
форсируют содержание шкал-измерений
32. В.Вундт использовал в своей типологии представление о четырех типах темперамента, выделенных в свое время философом
Гиппократом
33. Включает в себя две характеристики - способность справляться с новой ситуацией и способность автоматизировать некоторые процессы - интеллект
эмпирический
34. Впервые на то, что интеллект ребенка связан со структурой семьи, обратил внимание
Ф.Гальтон
35. Второй принцип исследования индивидуальных различий в психофизиологических характеристиках, сформулированный в школе Теплова-Небылицына, предполагает
количественный анализ данных
36. Гилфорд умственные способности представил в виде трехмерной сети, которая содержит количество факторов, равное
150
37. Главной задачей психогенетического исследования является объяснение причин измеряемой
популяционной вариативности
38. Группа индивидов, проживающих на определенной территории и имеющих общий язык, общую историю, культуру, характерный генофонд, называется
популяцией
39. Группа теорий интеллекта, авторы которых стремились уменьшить число конкретных интеллектуальных характеристик, проявляющихся при исследовании интеллектуальной сферы, - это теории интеллекта
психометрические
40. Дисциплина, исследующая вклад наследственных и средовых факторов в вариативность различных психологических характеристик, - это
генетика поведения
41. Достоинством метода классификации является то, что его удобно использовать для
семантического анализа как вербального, так и невербального материала
42. Если интеллектуальный возраст каждого из родителей равен 100 баллам, то средний интеллектуальный возраст семьи при появлении первого ребенка будет равен:
(100+100+0)/3
43. Зависимость между свойствами нервной системы и характеристиками темперамента B.C.Мерлин назвал
много-многозначной
44. И.П.Павлов разработал путь исследования индивидуальных различий, называемый
типологическим
45. Из перечисленного: 1) внимание, 2) память, 3) моторика, 4) эмоции, 5) мышление, 6) воля, - реализуя свой подход к исследованию индивидуальных различий, Лазурский как особо важные выделил следующие психологические сферы
1, 3, 4, 6
46. Из перечисленного: 1) простота, 2) когнитивная сложность, 3) быстрота проведения, 4) возможность проводить с большой группой испытуемых одновременно, - главными преимуществами ассоциативного эксперимента являются
1, 4
47. Из перечисленных нервных процессов: 1) направленность; 2) торможение; 3) возбуждение; 4) баланс по возбуждению и торможению - основные свойства нервной системы характеризуют
2,3,4
48. Из перечисленных первичных компонентов телосложения: 1) эндоморфный, 2) мезоморфный, 3) атоморфный, 4) эктоморфный, 5) липоморфный, - У.Шелдон выделил следующие
1, 2, 4
49. Из перечисленных подфакторов: 1) подвижные способности, 2) врожденные способности, 3) доминирующие способности, 4) кристаллизованные способности, - в систему общего интеллекта по теории Р.Кэттелла входят
1, 4
50. Из перечисленных психических функций: 1) мышление, 2) память, 3) внимание, 4) эмоции, 5) ощущение, 6) интуиция, - К.Г.Юнг связывает с экстраверсией и интроверсией следующие
1, 4, 5, 6
51. Из перечисленных типов интеллекта: 1) компонентный, 2) эмпирический, 3) рациональный, 4) ситуативный, 5) интуитивный, - теории множественности интеллекта описывают следующие
1, 2, 4
52. Из перечисленных типов строения тела: 1) атлетический, 2) дистрофический, 3) пикнический, 4) астенический, 5) органический, - Э. Кречмер выделял следующие
1,3, 4
53. Из перечисленных типов: 1) шизотимный, 2) циклотимный, 3) параноидальный, 4) экзоморфный, - в типологию Кречмера включены следующие
1, 2
54. Из перечисленных: 1) динамичность нервных процессов; 2) сила; 3) подвижность; 4) гибкость; 5) лабильность - к основным свойствам нервной системы, выделенным в экспериментальных исследованиях дифференциальной психофизиологии, относятся
1, 2, 3, 5
55. Измеряемые объекты оцениваются по ряду биполярных градуальных шкал, полюса которых заданы с помощью вербальных антонимов, в методике
семантического дифференциала
56. Индивидуальные различия в свойствах индивидного уровня, в частности в психофизиологических функциях, подробно изучаются как компоненты в структуре целостной индивидуальности в научной школе
Б.Г.Ананьева
57. Индивидуальные различия присущи
всем психологическим особенностям
58. Интровертированный эмоциональный тип характеризуется
внешним спокойствием, даже индифферентностью
59. Исследования называются комплексными потому, что в них сопоставляются показатели
относящиеся к разным уровням в структуре свойств индивидуальности
60. К методам, разработанным в общей психологии, Лазурский относил наблюдение, самонаблюдение и
эксперимент
61. К числу характеристик, которые можно интерпретировать как задатки способностей, Н.С.Лейтес относил прежде всего
формально-динамические особенности познавательной активности и саморегуляции
62. Как было показано в экспериментальных исследованиях, параметры силы-слабости нервной системы связаны с
чувствительностью
63. Как показали исследования А.П.Супруна, А.П.Клименко, Л.Н.Титовой, большая часть ассоциаций обусловлена
речевыми штампами
64. Количество независимых, несинонимичных, некоррелирующих конструктов, использованных испытуемым, определяет его
когнитивную сложность
65. Корреляция между академической успеваемостью и экономическим статусом (доходом) семей в исследовании Дж.Б.Маллера оказалось равной
0,53
66. Личностные конструкты отражают своеобразие индивидуальной системы
антонимии
67. Люди, которые определяют ценность объектов по силе ощущения, относятся к типу
экстравертированному сенсорному
68. Матрицы сходства обычно подвергаются процедуре анализа
кластерного
69. Мерой ассортативности принято считать корреляцию между
супругами
70. Метод исследования, в котором сопоставляется сходство друг с другом членов одной семьи, - это
семейные исследования
71. Метод исследования, основанный на сравнении внутрипарного сходства монозиготных (МЗ) и дизиготных (ДЗ) близнецов, - это
близнецовый метод
72. Метод семантического дифференциала был разработан группой американских психологов во главе с
Ч.Осгудом
73. Метод семьи чаще всего применяется при изучении генотип-средовых детерминантов
психических заболеваний
74. Метод субъективного шкалирования заимствован из
классической психофизики
75. Методы исследования свойств нервной системы должны регистрировать такие параметры, в которых произвольная регуляция, отражающая сочетание ибиологических и прижизненно сформированных качеств,
будет сведена к минимуму
76. Многомерность для факторного анализа
горизонтальна
77. На материале русской лексики В.Ф.Петренко был выделен специфический фактор, которого не было в классических исследованиях Ч.Осгуда, - это
комфортность
78. Надежность опросников для определения зиготности составляет (в %)
95
79. Название "дифференциальная психология" ввел Штерн в свой работе
"О психологии индивидуальных различий"
80. Наиболее общее свойство нервной системы, состоящее в безусловно-рефлекторном балансе процессов возбуждения и торможения ,- это
активированность
81. Наиболее разработанной техникой семантического анализа является
ассоциативный эксперимент
82. Наиболее распространенным методом исследования лабильности НС является
последовательное предъявление стимулов
83. Недостатком методики классификации является исключение возможности
анализа индивидуальных семантических пространств
84. Некоторая гипотетическая переменная, которая обеспечивает возможности развития детей в семье - возможности обучения, получения информации и т.д., - называется интеллектуальным возрастом по
Р.Зайонцу
85. Низкий социально-экономический уровень не влияет или влияет минимально на развитие способностей
математических
86. Обязательным условием проведения близнецового исследования является однозначное определение
зиготности
87. Одним из первых исследований, посвященных проблеме способностей в отечественной психологии, явилась работа
Н.С.Лейтеса
88. Одной из первых типологий личности, оказавшей влияние на европейскую гуманистическую философию, стала работа
Теофраста
89. Описание неповторимости того сочетания, которое образуют психологические особенности конкретного человека, является задачей
идиографического подхода
90. Основная проблема, возникающая при применении метода приемных родственников, связана с
избирательным усыновлением
91. Основные теоретические принципы построения психофизиологической теории индивидуальности были сформулированы в трудах
Б.М.Теплова
92. Основным показателем, который исследовался в психологии при изучении расовых различий, является
интеллект
93. Особенности гипотез психогенетических исследований определяют структуру работы с эмпирическими данными - сначала исследователь должен
найти количественную модель, которая наилучшим образом соотвествует собранным данным
|